Подписывайтесь на новости
Присоединяйтесь к нам в соц. сетях:

Как правильно списать основные средства при УСН?

Как списать основные средства при УСН? Данный вопрос требует основательного рассмотрения. Из данной статьи вы узнаете о порядке списания основных средств и налоговых особенностях подобных операций.

В каких случаях списываются основные средства при УСН

Причины, по которым фирмы списывают основные средства при работе на упрощенке, ничем не отличаются от причин списания имущественных объектов на ОСНО. Нередки ситуации, когда такое списание по тем или иным основаниям приходится осуществлять до истечения срока полезного использования объектов. Это может быть:

  • моральное и физическое устаревание имущества;
  • неправильная эксплуатация;
  • аварийные, стихийные и чрезвычайные ситуации;
  • недостача, хищение, порча, гибель объектов имущества и др.

С 2022 г. практически все организации обязаны применять при учете основных средств для целей бухгалтерского учета положения ФСБУ 6/2020. Подробнее о данном нормативном документе рассказано в статье "Порядок учета основных средств согласно ФСБУ 6/2020".

Списание основных средств при УСН: создание комиссии

Ранее до введения в действие федерального стандарта 6/2020 списание основных средств регламентировалось приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н. Согласно п. 77 для того, чтобы определить, насколько целесообразно в той или иной ситуации списывать основное средство, приказом руководителя предприятия назначалась специальная комиссия. В ее состав входили главбух и должностные лица, отвечавшие за сохранность имущественных объектов. Данный приказ в настоящий момент утратил свою силу в связи с утверждением ФСБУ 6/2020. В ФСБУ 6/2020 нет каких-либо упоминаний о создании комиссии по списанию объектов ОС. Однако Федеральный закон "О бухгалтерском учете" от 06.12.2011 № 402-ФЗ в ст. 19 обязывает экономических субъектов организовывать и осуществлять внутренний контроль за всеми фактами хозяйственной деятельности. Одним из мероприятий внутреннего контроля как раз и является создание комиссий, например, по списанию основных средств.

Как правильно списать основные средства при УСН?

Обязанности членов комиссии:

  • осмотр объекта, который предполагается списать;
  • определение причины списания;
  • установление конкретных лиц, действия или бездействие которых привели к выбытию основного средства;
  • решение о целесообразности привлечения виновных к ответственности (в т.ч. материальной);
  • решение вопроса об использовании отдельных узлов, деталей, составных частей, материалов выбывающего основного средства, их оценка;
  • осуществление контролирующей функции при изъятии из объекта, подлежащего списанию, цветных и драгметаллов, определение их веса, отправка материалов на склад;
  • оформление акта списания основного средства.

Готовое решение от справочно-правовой системы КонсультантПлюс подскажет, как правильно составить приказ о создании комиссии по списанию основного средства. Для просмотра материала получите бесплатный пробный доступ к системе.

Правила составления акта списания

Данный акт составляется по форме, которая должна быть утверждена в учетной политике фирмы. Для разработки акта можно воспользоваться рекомендованными формами первичных учетных документов, утвержденными постановлением Госкомстата РФ от 21.01.2003 № 7. К ним относятся следующие формы:

  • ОС-4, предназначенная для списания имущества (исключая автотранспорт);
  • ОС-4а, которую используют при списании автотранспорта;
  • ОС-4б, используемая для списания группы основных средств (кроме автотранспорта).

В акт вносятся данные, касающиеся объекта основных средств, такие как дата отражения объекта в бухучете, год его создания, дата ввода в эксплуатацию, первоначальная стоимость, срок полезного использования, сумма амортизации и т.д.

Акт списания основного средства должен быть утвержден руководителем фирмы. Утвержденный должным образом акт является основанием для списания объекта в бухгалтерском и налоговом учете и простановки отметки о его выбытии в инвентарной карточке.

Списание основных средств при УСН в налоговом учете

Вопрос об отражении операции по списанию основного средства в налоговом учете возникает только при работе на упрощенке с объектом «доходы минус расходы» (пп. 1, 2 ст. 346.18 НК РФ). Тем не менее он требует серьезного внимания со стороны бухгалтера фирмы-«упрощенца».

Об объекте налогообложения «доходы минус расходы» подробнее читайте в этой статье.

Согласно пп. 1, 3 ст. 346.16, п. 2 ст. 346.17 НК РФ стоимость приобретения основного средства на УСН «доходы минус расходы» учитывается в расходах с момента ввода его в эксплуатацию.

О том, какие расходы учитывают при УСН, читайте в статье «Перечень расходов при УСН “доходы минус расходы”».

При списании основного средства в случае выбытия, отличного от реализации или передачи, возникает ряд вопросов. Пересчитывают ли в этом случае налоговую базу за период его использования путем исключения из расходов стоимости приобретения объекта и отнесения в расходную часть амортизации, определяемой по нормам гл. 25 НК РФ? Надо ли рассчитывать и платить дополнительную сумму налога и пени в случае списания объекта ранее окончания установленных сроков?

К сожалению, НК РФ на этот вопрос прямо не отвечает. Если обратиться к п. 3 ст. 346.16 НК РФ, мы увидим, что «упрощенцы» действительно обязаны пересчитать налоговую базу. Но это касается только реализации приобретенного при УСН объекта ранее окончания установленных сроков. Однако операция по списанию основного средства и его реализация — это разные ситуации. Таким образом, можно сделать вывод, что корректировать налоговую базу в данном случае не нужно, а следовательно, не может возникнуть и никаких пеней.

Таким образом, НК РФ не содержит положений, обязывающих «упрощенца» пересчитывать налоговую базу при списании основного средства. Этой же позиции придерживаются и контролеры (см., например, письмо УФНС РФ по г. Москве от 01.12.2005 № 18-11/3/88107).

Следует также иметь в виду, что если на дату списания объекта его стоимость не была полностью учтена в налоговой базе, то недосписанная часть стоимости при его выбытии не может быть отнесена в расходы в целях расчета единого налога, поскольку п. 1 ст. 346.16 НК РФ данный вид расходов не предусматривает.

Также стоит рассмотреть ситуацию, когда в ходе разборки списываемого объекта образуются отдельные запчасти, материалы, детали, которые можно использовать в дальнейшем. При этом у «упрощенца» возникает доход, равный стоимости этих материальных ценностей, которая рассчитывается по рыночным ценам. Однако нужно иметь в виду, что демонтажные работы по списываемому основному средству отнести на расходы не получится (п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

Как видим, списание основных средств при работе на упрощенке имеет ряд особенностей, прямо не урегулированных законом. Для того чтобы избежать претензий со стороны контролирующих служб, лучше отразить все существенные моменты, касающиеся данной операции, в учетной политике фирмы.

Эксперты КонсультантПлюс разбирались в вопросе, как отразить в бухгалтерском учете упрощенца списание объекта ОС по причине морального устаревания последнего. Чтобы увидеть ответ, получите демо-доступ к системе. Это бесплатно.

Итоги

Подытожим вышесказанное:

  • основные средства на УСН списываются согласно общему порядку; для этого специальной комиссией должен быть оформлен соответствующий акт, который утверждается руководителем фирмы;
  • пересчет налоговой базы при списании основного средства не требуется, причем это правило касается также случая, когда списываются объекты, эксплуатировавшиеся менее 3 лет;
  • неучтенные в расходах затраты на покупку объекта не могут быть отнесены на расходы для целей расчета упрощенного налога;
  • стоимость запчастей и материалов, образовавшихся в ходе разборки основного средства, является доходом упрощенца; при этом демонтажные работы в расходы включить нельзя.

Подробнее об учете основных средств на упрощенке читайте в этой статье.

Добавить в закладки
Ваш вопрос
Отправить