Подписывайтесь на новости
Присоединяйтесь к нам в соц. сетях:

Упрощенная отчетность малого бизнеса

Формирование бухгалтерской отчетности в упрощенном порядке разрешено субъектам малого предпринимательства. Пользоваться данным правом могут также некоммерческие организации и организации, имеющие статус участников проекта «Сколково» (п. 4 ст. 6 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ). Рассмотрим особенности упрощенной отчетности, а также критерии отнесения бизнеса к малому.

Критерии отнесения предприятий к категории малого бизнеса

Условия отнесения предприятий к категории малого бизнеса установлены ст. 4 закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209-ФЗ:

1. 25% предельно допустимая доля участия в уставном капитале организации:

  • РФ, субъекта или муниципального образования РФ;
  • общественных и религиозных организаций или объединений;
  • благотворительных или иных фондов.

Исключение составляют активы инвестиционных фондов.

2. Общая доля участия иностранного капитала и одного или нескольких юридических лиц, не являющихся субъектами малого бизнеса, не должна превышать 49%. Исключения составляют:

  • хозяйствующие субъекты, применяющие или внедряющие результаты интеллектуальной деятельности (программы ЭВМ, баз данных, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, ноу-хау), права на которые принадлежат учредителям, являющимся бюджетными или автономными учреждениями:
    • научными учреждениями;
    • образовательными организациями высшего профессионального образования;
  • юридические лица, участники которых относятся к организациям, получающим государственную поддержку инновационной деятельности согласно перечню Правительства РФ в формах, установленных законом «О науке и государственной научной политике» от 23.08.1996 № 127-ФЗ.

3. Среднесписочная численность работников — не более 100 человек за предшествующий календарный год.

4. Доход от реализации не превышает 800 млн руб. без НДС за предшествующий календарный год (п. 1 постановления Правительства от 04.04.2016 № 265).

Какие организации вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета и какие это способы, узнайте из Готового решения от КонсультантПлюс. Пробный доступ к правовой системе можно получить бесплатно.

О том, что отличает бухучет, организуемый на предприятиях, относимых к малым, читайте в материале «Особенности бухгалтерского учета на малых предприятиях».

Упрощенная отчетность малого бизнеса

Упрощение состава отчетности

Упрощение состава отчетности выражается в сокращении числа обязательных к представлению форм. Для субъектов малого бизнеса обязательными являются отчет о финансовых результатах и бухгалтерский баланс.

Скачать актуальные бланки бухотчетности для малого предприятия можно здесь.

Дополнительные формы отчетности — отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств, отчет о целевом использовании средств — представляются при необходимости пояснения дополнительных сведений для проведения детальной оценки финансового положения и результатов деятельности компании (информация Минфина России № ПЗ-3/2012, письмо Минфина от 03.04.2012 № 03-02-07/1-80).

О правилах заполнения дополнительных форм читайте в статье «Заполнение формы 3, 4 и 6 бухгалтерского баланса».

Образец Пояснительной записки к упрощенной бухгалтерской отчетности субъекта малого предпринимательства вы можете скачать в КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к этой правовой системе, пробный полный доступ можно получить оформить бесплатно.

Упрощение отчетности по объему информации

Упрощается и порядок детализации данных:

  • Баланс и отчет о финансовых результатах могут включать объединенные показатели; постатейная детализация необязательна (подп. «а» п. 6 приказа Минфина России «О формах бухгалтерской отчетности организаций» от 02.07.2010 № 66н).
  • Малые предприятия, некоммерческие организации и участники проекта «Сколково» имеют право на применение особых (менее детальных) форм отчетности, утвержденных приказом № 66н (п. 6.1 приказа № 66н, письмо Минфина России от 27.12.2013 № 07-01-06/57795).
  • Для предоставления отчетности в электронном виде используется формат, утвержденный письмом ФНС от 16.07.2018 №ПА-4-6/13687@.
  • Если организации необходимо предоставить дополнительные формы отчетности (отчет об изменении капитала, отчет о движении денежных средств, отчет о целевом использовании средств), то она вправе включить в них только существенную информацию, важную для оценки ее финансового состояния (подп. «б» п. 6 приказа № 66н).
  • Для полного понимания особенностей формирования показателей баланса и отчета о финансовых результатах в приложении необходимо раскрыть положения учетной политики организации (информация Минфина России № ПЗ-3/2012).

В то же время за малыми предприятиями закреплено право принимать решение о выборе формы отчетности для сдачи: упрощенной либо обычной, составляемой в общеустановленном порядке (п. 6 приказа № 66н). Решение должно быть принято руководством организации.

Об особенностях составления бухотчетности для малых предприятий читайте в материалах:

Итоги

Некоторые юрлица имеют право выбора формы (полной или упрощенной) для сдачи бухгалтерской отчетности в налоговый орган. К числу таких лиц относятся малые предприятия, некоммерческие организации и участники проекта «Сколково». Упрощение отчетности происходит не только за счет сокращения числа отчетов, но и путем укрупнения их показателей.

Добавить в закладки
Ваши вопросы
28 марта 2023 10:07
Постоянная ссылка
Добрый день! Подскажите, пожалуйста, ответ на следующий вопрос:
сдан баланс компании на УСН по упрощенной форме за 2022 год со следующей неточностью - сумма по строке с кодом 1240 (у нас тут отражены займы), отразилась в сданном балансе в строке 1230 (почему-то Контур Экстерн отнес на эту строку), есть ли необходимость пересдать баланс?
Заранее благодарим
Ответить
29 мая 2022 13:39
Постоянная ссылка
Добрый день. Вопрос : Может ли сотрудник ООО "Буква Закона"( он же генеральный директор, и он же главный бухгалтер) занимающегося предоставлением юридических услуг, работающее с оплатой налогов с применением упрощенной схемы налогооблажения , быть представителем в суде и получать вознаграждение за свои услуги по прайсу адвоката, а не только заработную плату? И взыскивать судебные издержки в проигравшей стороны как за "оплату услуг представителя " в суде.
Спасибо.
Ответить
30 мая 2022 15:22
Постоянная ссылка
Адвокатскую деятельность могут осуществлять только адвокаты с действующим статусом. Чтобы получить такой статус нужно встать на учет в налоговом органе на основании уведомления адвокатской платы. Правомерно ли выступать представителем в суде и оказывать адвокатские услуги не имея такого статуса, сказать не могу. Этот вопрос нужно задать уже юристам.
Ответить
24 февраля 2019 21:59
Постоянная ссылка
Добрый вечер, коллеги!

ЗАО является малым предприятием по критериям, подлежит обязательному аудиту.

В составе отчетности обязательны ли (помимо 1,2 форм) 3,4 формы и пояснение?

Заранее спасибо
Ответить
29 марта 2017 19:46
Постоянная ссылка
а коды строк в вашем бланке самим заполнять? где их взять?
Ответить
Ваш вопрос
Отправить