Подписывайтесь на новости
Присоединяйтесь к нам в соц. сетях:

Анализ дебиторской и кредиторской задолженности (нюансы)

Анализ дебиторской и кредиторской задолженности помогает понять, устойчиво ли финансовое состояние компании и какие факторы негативно на него влияют. Детальный анализ задолженности позволит определить слабые места, устранение которых поможет компании нарастить прибыльность и устойчивость.

Как поэтапно провести анализ задолженности дебиторов и кредиторов?

Анализ дебиторской и кредиторской задолженности требует тщательнейшего подхода, поэтому финансисты для его проведения разрабатывают стратегический план. Этот план является универсальным и помогает всесторонне изучить влияние текущего состояния долгов компании и ее контрагентов на ее финансовую стабильность.

Для проведения анализа дебиторской и кредиторской задолженности необходимо придерживаться подробного плана, основные элементы которого:

  1. Анализ дебиторской задолженности, который включает изучение размера долгов покупателей, их составных элементов и динамики. Полученные расчеты лучше оформить в виде таблицы или графика, тогда наглядно будет видно, какие изменения произошли за отчетный период.

На этом этапе особо важно определить, каков удельный вес долгосрочных долгов дебиторов и как менялся их объем. Увеличение этого показателя негативно влияет на финустойчивость предприятия из-за того, что из оборота изымаются денежные ресурсы на более длительный срок.

  1. Анализ кредиторской задолженности, включающий изучение ее размера, изменений в динамике, структуры. Особо важно определить, как изменились краткосрочные долги перед кредиторами (в сумме, доле). При росте удельного веса этого показателя в общем объеме задолженности перед кредиторами увеличиваются финансовые риски компании, поскольку такие долги требуется быстрее погашать.
  2. Анализ дебиторской и кредиторской задолженности на их сбалансированность. Этот этап очень важен, ведь долги перед кредиторами являются источником финансирования отсрочки платежа, предоставляемой покупателям.

Для проведения анализа дебиторской и кредиторской задолженности с целью установления баланса составляется таблица, в одной части которой отображается пассивное сальдо (когда сумма долга перед кредиторами выше, чем должны покупатели) на конец и начало года, а также выводится размер произошедших изменений. В другой части таблицы высчитывается активное сальдо, демонстрирующее, насколько долги дебиторов больше, чем кредиторская задолженность.

Статьи дебиторской задолженности

На начало периода, тыс. рублей

На конец периода, тыс. рублей

Изменение, тыс. рублей

Статьи кредиторской задолженности

На начало периода, тыс. рублей

На конец периода, тыс. рублей

Изменение, тыс. рублей

Итого

 

 

 

Итого

 

 

 

Пассивное сальдо

 

 

 

Активное сальдо

 

 

 

Баланс

 

 

 

Баланс

 

 

 

Обе табличные части уравновешиваются после занесения значений активного/пассивного сальдо путем добавления к значению активного/пассивного сальдо итоговой суммы кредиторской/дебиторской задолженности.

Идеальным считается вариант, при котором размеры долгов кредиторов и дебиторов равны. Вызывающая опасение ситуация — когда имеется активное сальдо. Это свидетельствует о том, что для обеспечения потребностей дебиторов компания привлекает дополнительные средства, поскольку источника в виде задолженности кредиторам уже недостаточно.

  1. Анализ средних сроков погашения кредиторской и дебиторской задолженности. Для проведения анализа дебиторской и кредиторской задолженности в части установления сроков погашения проводится сравнение рассчитанных на предприятии данных с общеотраслевыми.

Так, рост срока оплаты долгов дебиторами говорит о внедрении в компании либеральной кредитной политики. В идеале она должна привести к увеличению объема реализации, при этом риск роста безнадежных долгов возрастает.

Увеличение среднего срока возврата долгов кредиторам свидетельствует об ухудшении платежеспособности компании. Но также это может свидетельствовать и о росте эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия, ведь у него на более долгий срок сохраняются в обороте средства, предназначенные для погашения долгов.

Идеальным вариантом для компании будет ситуация, когда сроки погашения обоих видов задолженностей равны.

  1. Оценка влияния изменений сумм кредиторской и дебиторской задолженности на финансовое состояние компании. Для проведения анализа дебиторской и кредиторской задолженности в данном разрезе определяются такие важные показатели, как финустойчивость компании, имущественное положение, деловая активность, ликвидность и платежеспособность.

Показатели при проведении анализа задолженности предприятия

При проведении анализа дебиторской и кредиторской задолженности определяются следующие показатели:

  • Динамика — изменение величины долга за определенный период.
  • Состав задолженности в разрезе должников/кредиторов.
  • Сроки возникновения долгов.

Анализируя долги дебиторов, следует уделить повышенное внимание просроченной задолженности, а особенно неоправданной. К последней относят долги, образованные в результате:

  • недостач (хищений);
  • превышений сумм затрат на капстроительство в виде нарушений финансово-сметной дисциплины;
  • несвоевременной оплаты покупателями отгруженной продукции.

Просроченной является задолженность, по которой завершился срок обращения в суд для ее истребования. Такая дебиторская задолженность списывается компанией как убыток.

Больше информации о порядке списания таких долгов вы найдете в нашей статье «Порядок списания дебиторской задолженности».

Анализ кредиторской задолженности предприятия требуется также начинать с выделения неоправданной задолженности. Такой вид долгов перед кредиторами, как правило, возникает при:

  • проведении неотфактуренных поставок;
  • пропуска срока оплаты по расчетным документам.

Обычно неоправданные долги появляются, если компания своевременно не получает от поставщиков расчетные документы либо если не были переданы в срок платежные документы в банк для проведения платежей.

Важно посчитать и размер невостребованной кредиторами в срок задолженности. Если по таким долгам прошли сроки исковой давности, то их сумма целиком ложится на прибыль компании, которая подлежит налогообложению.

Советуем изучить правила, которые помогут управлять долгами перед кредиторами — их можно найти в статье «Основные правила управления кредиторской задолженностью».

Для проведения анализа дебиторской и кредиторской задолженности применяется выборочный или сплошной метод. Выбор метода зависит от целей анализа, сжатости сроков на проведение исследования и количества контрагентов.

С целью анализа дебиторской и кредиторской задолженности рассчитывается ряд абсолютных и относительных показателей:

  • абсолютный показатель просроченных долгов дебиторов/кредиторов — его можно найти в прилагаемых к балансу и отчету о финрезультатах пояснениях (разд. 5);

Приказ Минфина РФ «О формах бухгалтерской отчетности организаций» от 02.07.2010 № 66н. Приложение № 3 «Пример оформления пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах».

  • коэффициент оборачиваемости задолженностей, который указывает на число оборотов каждой из них в год;
  • период погашения долгов, рассчитываемый в днях.

Изучить нюансы оборачиваемости задолженностей и активов вы сможете путем ознакомления с нашими материалами:

Итоги

Нельзя недооценивать необходимость проведения анализа дебиторской и кредиторской задолженности. Его следует проводить не меньше чем раз в год на основании данных из баланса предприятия. Рассчитанные в ходе анализа показатели как нельзя лучше продемонстрируют картину о финансовом положении (устойчивости) предприятия, о его платежеспособности и имущественном положении.

При этом некоторые показатели в разрезе долгов перед дебиторами и кредиторами следует рассчитывать намного чаще. Это позволит вовремя скорректировать выявленные отклонения.

Данные, полученные при анализе дебиторской и кредиторской задолженности, затем используются при составлении финансового плана (а также бизнес-планов) компании на следующий год или иной период. Также эти данные важны при утверждении кредитной политики компании, которая выражается в установлении приемлемых сроков отсрочки покупателям, что прямо влияет на изменение объемов продаж.

Добавить в закладки
Ваш вопрос
Отправить